Содержание:
Идеальных сайтов не бывает
Бывают мелкие недочёты, значительные просчёты и критические ошибки.
Всегда есть, что улучшать и оптимизировать...
Сразу поясним: оценка качества (аудит) сайта — процедура техническая, не затрагивающая категории красоты и личных вкусовых пристрастий. В отчётах по адиту вы не встретите фраз типа «сайт некрасивый, не нравится цвет» и т.п.
Мы смотрим на любой сайт, как на информационную систему, маркетинговый инструмент, призванный решать конкретные бизнес-задачи. Корпоративный сайт — IT-инструмент для коммуникаций с потенциальными потребителями и оптимизации бизнес-процессов в высокотехнологичной среде Интернет.
Анализируя качество сайта мы не используем категории типа «красиво - не красиво», есть понятия «информативно, понятно, удобно, быстро»... Все параметры качества, рассматриваемые ниже, имеют конкретные цифровые показатели.

Что определяет качество сайта?
Вопросы эстетики конечно важны. Красота спасёт мир, но любой коммерческой компании, советуем сосредоточиться на следующих факторах:
- Контент
Объём, структура, актуальность, доступность информации для пользователей сайта и поисковых систем. - Юзабилити
Качество интерфейса, удобство работы с сайтом для посетителей, потенциальных клиентов. - ПО
Качество html-кода, правильность настройки служебных файлов и скриптов влияют на корректность и скорость работы сайта с посетителями и другими Интернет-ресурсами.
Когда нужен аудит сайта?
Собственно, аудит сайта проводят тогда, когда, возникают вопросы к его эффективности. Если, по мнению владельца, «красивый новый сайт» не даёт планируемой отдачи в виде роста аудитории, новых клиентов / продаж, нужно понять - в чём причины: выявить недочёты в работе сайта (или работе с сайтом) и определить способы их устранения.
Признаки проблем с сайтом, побуждающие владельца провести аудит:
- Плохая статистика посещаемости — длительное отсутствие роста или даже снижение посещаемости сайта;
- Слабая конверсия сайта — отсутствие притока новых потенциальных клиентов (лидов) при нормальной посещаемости сайта.
Механизмы отслеживания статистики каждому владельцу сайта известны.
Установка счётчиков и аналитических систем от Яндекса / Google / liveinternet и т.п.
обеспечивается сразу при создании сайта.
В первом случае стоит проанализировать технические аспекты работы сайта:
- корректность отображения сайта в разных браузерах, на разных устройствах,
- скорость загрузки веб страниц
- технологию его продвижения в Интернет.
Во втором случае очевидно, что посетители, либо не находят на сайте способов связяться с офисом компании, либо информация на сайте не убеждает посетителя в пользе или качестве представленного товара / услуги. Тогда вопросы к маркетинговой составляющей:
- качество контента (структура, полнота, актуальность информации),
- удобство посетителей сайта (юзабилити).
Комплексный аудит сайта поможет ответить на все эти вопросы, выявить проблемы и найти способы их решения...
Нет пределов совершенству!
Даже, если кажется, что сайт работат нормально,
аудит сайта можно провести для выявления «скрытых резервов» повышения его эффективности.
Технический аудит сайта
В данном случае проводится оценка технических параметров, влияющих на качество отображения и скорость работы сайта на разных платформах (Mobile / Desktop), в разных веб браузерах, проще говоря — доступность сайта для пользователей.
Тысячи опросов в Интернет подтверждают тот факт, что низкая скорость загрузки веб-страницы — один из важнейших факторов, определяющих негативное отношение пользователей к сайту (читай - к его владельцу :). По статистике, половина посетителей уйдёт с сайта уже через 4 секунды, не дождавшись загрузки запрашиваемой страницы. Вся красота дизайнерской анимации и уникальность вашего предложения окажутся бесполезными...
Какие технические параметры сайта проверяем?
- Скорость загрузки страниц в мобильной и настольной версиях сайта;
- Кроссплатформенная совместимость — адекватность работы ПО и веб страниц сайта в разных веб браузерах на разных операционных системах;
- Наличие и корректность работы сертификатов безопасности (SSL).
Особенно актуально для Интернет-магазинов и прочих сайтов, работающих с персональными данными посетителей; - Корректность, оптимальность html-кода;
- Наличие некорректных (битых) внутренних и внешних ссылок;
- Правильность настройки переадресации пользователей (404 redirect) при наборе несуществующих адресов веб страниц;
- Наличие, корректность заполнения метаданных на страницах сайта;
- Форматы, качество графических элементов (иллюстраций) на сайте.
Речь о весе графических файлов (Кб), влияющем на скорость отображения графики;
Степень важности каждого из этих параметров для разных сайтов различны, но все они влияют на качество взимодействия сайта с посетителями.
Многие из перечисленных выше факторов влияют на индексирование сайта в поисковых системах, соответственно, на его посещаемость.
SEO-аудит
Оптимизация сайта для работы с поисковыми системами в значительной степени отпределяет рост посещаемости сайта. «Поисковый траффик» обеспечивает для большинства сайтов до 90 % посещаемости за счёт прямых переходов с «поисковой выдачи» по ключевым фразам.
Такие технические параметры, как оптимизация html-кода, правильность заполнения метаданных, качество графики и ссылочная масса, оцениваются при проведении seo аудита.
Какие seo-параметры сайта проверяем?
- Объём, качество, актуальность, уникальность контента сайта.
- Доступность сайта для сканирования «роботами» поисковых систем: наличие и правильность настройки карты сайта (sitemap.xml), канонических адресов (URL) страниц и файла ROBOTS.TXT.
- Наличие и корретность заполнения метаданных (TITLE, DESCRIPTION, KEYWORDS, CANONICAL).
- Правильность структурирования и семантического выделения (средствами html) значимой информации на сайте: загловки (H1 - H6), списки (UL, OL), определения (DL), кометарии, таблицы, формы и т.д.
- Наличие, правильность оформления подписей к иллюстрациям (ALT-тексты) и пояснений (TITLE) к ссылкам.
- Ссылочный профиль: количество, корректность внутренних и внешних ссылок на сайте.
- Наличие фильтров и санкций поисковых систем, блокирующих или занижающих позиции сайта в поисковых выдачах.
На рейтинг сайта в поисковых системах, кроме перечисленных выше, влияет множество дополнительных факторов:
- частота обновления информации на сайте,
- правильная транслитерация в адресах (URL) веб страниц (для русскоязыяных сайтов),
- возраст сайта,
- правильно выбранное (в соответствии c тематикой айта) доменное имя...
Более подробно об этих и других, например, поведенческих факторах повышения поискового рейтинга сайта можем поговорить при желании заказать у нас аудит сайта :)
Аудит юзабилити сайта
Юзабилити — качественный показатель, характеризующий удобство использования сайта посетителями. Способность посетителя быстро понять, о чём этот сайт, что предлагает, возможность быстро найти на сайте важную информацию, выполнить целевые действия — купить / заказать товар или услугу.
Чем понятнее сайт, чем проще найти на нём нужную информацию и произвести нужные действия, тем выше будет его конверсия, тем больше на сайте будет постоянных клиентов.
Факторы юзабилити обязятельно должны учитываться при разработке дизайна, на этапе создания сайта.
К юзабилити относятся и такие технические показатели, как скорость загрузки веб страниц и адаптивность сайта, корректность работы на разных устройствах (настольный компьютер, планшет, смартфонах).
Тщательный анализ статистики посещений сайта помогает выявить проблемы с удобством пользователей на сайте. Свидетельствовать о проблемах с юзабилити могут:
- Короткое время пребывания посетителей на сайте или отдельных его страницах.
- Высокий процент «отказов» - уход посетителей с сайта через несколько секунд.
- Низкое количество постоянных клиентов, многократно посещающих сайт.
- Низкое количество просмотров (страниц сайта) за один сеанс.
- Низкая конверсия сайта.
- Нехарактерные (нелогичные) «точки выхода» - с каких страниц пользователи покидают сайт.
Оценка юзабилити также проводится методом тестирования (экспертом или фокус-группой) информационной структуры, элементов навигации, различных визуальных, текстовых и функциональных блоков на страницах сайта.
Маркетинговый аудит
Целью данного этапа аудита является исследование эффетивности маркетинговой составляющей в работе сайта по продвижению и стимулированию продаж для конкретного бизнеса / услуги / товара.
Что исследуем, с позиции маркетолога:
- Точность, конкретика формулировки УТП для посетителей сайта.
Пользователи должны чётко понимать, в чём привлекательность, уникальность вашего товарного предложения, по сравнению с конкурентами; - Региональное сегментирование;
- Целевая аудитория сайта;
- Анализ конкурентов.
Сайты аналогичной тематики, лидеры рынка из топ 10 в поисковой выдачи по ключевым запросам; - Внешние коммуникации сайта.
Источники полезного траффика: поисковые системы, внешние ссылки с тематических сайтов, аккаунты в соцсетях, контекстная реклама...
Проводя аудит маркетинговой составляющей, мы не затрагиваем конкретные финансовые показатели эффективности ваших инвестиций в маркетинг или конкретные рекламные кампании (ROMI / ROAS). Это — дело вашей бухгалтерии. В отчёте по аудиту мы определяем факторы, влияющие на снижение эффективности ваших затрат и рекомендуем перечень мер по увеличению отдачи сайта, как маркетингового инструмента.
Результаты аудита сайта
Подробное разъяснение по каждому пункту технического, seo или маркетингового аудита заслуживают написания отдельных статей и разговора с владельцем конкретного сайта.
Проблемы и варианты их устранения
В отчёте по результатам аудита, кроме констатации проблем и «узких мест» (сайт медленно закружается / некорректно отображается на экране смартфона / не проиндексирован поисковыми системами / и т.д.), описываются причины (html вёрстка с форматированием таблицами / большой вес графики / отсутствие метаинформации / служебных файлов sitemap.xml и т.д.)...
Обозначив проблемы, мы выдаём список рекомендаций по исправлению каждого недочёта.
Аудит сайта - только первый этап на пути к глобальным целям в развитии любого бизнеса. Дальше - работа по исправлению недочётов, улучшению и развитию сайта. Также мы оказываем услуги по контентной поддержке и продвижению сайтов разной тематики для компаний различных масштабов и сфер деятельности.
Запоминается последняя фраза
Сайт, как девушка, требует постоянного внимания, если хотите от него чего-то добиться.
Чаще посещайте свой сайт, дополняйте актуальной информацией, редактируйте уже существующие матриалы в соответствии с пожеланиями клиентов и меняющейся коньюнктурой рынка...
Экспресс-аудит / редизайн / продвижение сайта
Сегодня в портфолио студии десятки проектов, работа над которыми начиналась с экспресс-аудита уже существующего сайта.
После анализа ситуации и проведения работ по исправлению недочётов, включая редизайн сайта и корректировку информационной структуры, многие из этих проектов мы продолжаем поддерживать, развивать, продвигать на регулярной основе...