Сразу поясним: оценка качества (аудит) сайта — процедура техническая, не затрагивающая категории красоты и личных вкусовых пристрастий. В отчётах по адиту вы не встретите фраз типа «сайт некрасивый, не нравится цвет» и т.п.
Мы смотрим на любой сайт, как на маркетинговый инструмент, информационную систему, призванную решать конкретные бизнес-задачи. В случае корпоративного веб-сайта, как IT-инструмента для коммуникаций с потенциальными потребителями и оптимизации бизнес-процессов в высокотехнологичной среде Интернет, все параметры качества имеют конкретные цифровые показатели. Здесь категории «нравится - не нравится» не подходят...
Что определяет качество сайта?
Вопросы эстетики конечно важны. Красота спасёт мир, но любой коммерческой компании, советуем сосредоточиться на следующих факторах:
- Контент
Объём, структура, актуальность, доступность информации для пользователей сайта и поисковых систем. - Юзабилити
Качество интерфейса, удобство работы с сайтом для посетителей, потенциальных клиентов. - ПО
Качество html-кода, правильность настройки служебных файлов и скриптов влияют на корректность и скорость работы сайта с посетителями и другими Интернет-ресурсами.
Когда нужен аудит сайта?
Собственно, аудит сайта проводят тогда, когда, возникают вопросы к его эффективности. Если, по мнению владельца, «красивый новый сайт» не даёт планируемой отдачи в виде роста аудитории, новых клиентов / продаж, нужно понять - в чём причины: выявить недочёты в работе сайта (или работе с сайтом) и определить способы их устранения.
Признаки проблем с сайтом, побуждающие владельца провести аудит:
- Плохая статистика посещаемости — длительное отсутствие роста или даже снижение посещаемости сайта;
- Слабая конверсия сайта — отсутствие притока новых потенциальных клиентов (лидов) при нормальной посещаемости сайта.
Механизмы отслеживания статистики каждому владельцу сайта известны.
Установка счётчиков и аналитических систем от Яндекса / Google / liveinternet и т.п.
обеспечивается сразу при создании сайта.
В первом случае стоит проанализировать технические аспекты работы сайта:
- корректность отображения сайта в разных браузерах, на разных устройствах,
- скорость загрузки веб страниц
- технологию его продвижения в Интернет.
Во втором случае очевидно, что посетители, либо не находят на сайте способов связяться с офисом компании, либо информация на сайте не убеждает посетителя в пользе или качестве представленного товара / услуги. Тогда вопросы к маркетинговой составляющей:
- качество контента (структура, полнота, актуальность информации),
- удобство посетителей сайта (юзабилити).
Комплексный аудит сайта поможет ответить на все эти вопросы, выявить проблемы и найти способы их решения...
Нет пределов совершенству!
Даже, если кажется, что сайт работат нормально,
аудит сайта можно провести для выявления «скрытых резервов» повышения его эффективности.
Технический аудит сайта
В данном случае проводится оценка технических параметров, влияющих на качество отображения и скорость работы сайта на разных платформах (Mobile / Desktop), в разных веб браузерах, проще говоря — доступность сайта для пользователей.
Тысячи опросов в Интернет подтверждают тот факт, что низкая скорость загрузки веб-страницы — один из важнейших факторов, определяющих негативное отношение пользователей к сайту (читай - к его владельцу :). По статистике, половина посетителей уйдёт с сайта уже через 4 секунды, не дождавшись загрузки запрашиваемой страницы. Вся красота дизайнерской анимации и уникальность вашего предложения окажутся бесполезными...
Какие технические параметры сайта проверяем?
- Скорость загрузки страниц в мобильной и настольной версиях сайта;
- Кроссплатформенная совместимость — адекватность работы ПО и веб страниц сайта в разных веб браузерах на разных операционных системах;
- Наличие и корректность работы сертификатов безопасности (SSL).
Особенно актуально для Интернет-магазинов и прочих сайтов, работающих с персональными данными посетителей; - Корректность, оптимальность html-кода;
- Наличие некорректных (битых) внутренних и внешних ссылок;
- Правильность настройки переадресации пользователей (404 redirect) при наборе несуществующих адресов веб страниц;
- Наличие, корректность заполнения метаданных на страницах сайта;
- Форматы, качество графических элементов (иллюстраций) на сайте.
Речь о весе графических файлов (Кб), влияющем на скорость отображения графики;
Степень важности каждого из этих параметров для разных сайтов различны, но все они влияют на качество взимодействия сайта с посетителями.
Многие из перечисленных выше факторов влияют на индексирование сайта в поисковых системах, соответственно, на его посещаемость.
SEO-аудит
Оптимизация сайта для работы с поисковыми системами в значительной степени отпределяет рост посещаемости сайта. «Поисковый траффик» обеспечивает для большинства сайтов до 90 % посещаемости за счёт прямых переходов с «поисковой выдачи» по ключевым фразам.
Такие технические параметры, как оптимизация html-кода, правильность заполнения метаданных, качество графики и ссылочная масса, оцениваются при проведении seo аудита.
Какие seo-параметры сайта проверяем?
- Объём, качество, актуальность, уникальность контента сайта.
- Доступность сайта для сканирования «роботами» поисковых систем: наличие и правильность настройки карты сайта (sitemap.xml), канонических адресов (URL) страниц и файла ROBOTS.TXT.
- Наличие и корретность заполнения метаданных (TITLE, DESCRIPTION, KEYWORDS, CANONICAL).
- Правильность структурирования и семантического выделения (средствами html) значимой информации на сайте: загловки (H1 - H6), списки (UL, OL), определения (DL), кометарии, таблицы, формы и т.д.
- Наличие, правильность оформления подписей к иллюстрациям (ALT-тексты) и пояснений (TITLE) к ссылкам.
- Ссылочный профиль: количество, корректность внутренних и внешних ссылок на сайте.
- Наличие фильтров и санкций поисковых систем, блокирующих или занижающих позиции сайта в поисковых выдачах.
На рейтинг сайта в поисковых системах, кроме перечисленных выше, влияет множество дополнительных факторов:
- частота обновления информации на сайте,
- правильная транслитерация в адресах (URL) веб страниц (для русскоязыяных сайтов),
- возраст сайта,
- правильно выбранное (в соответствии c тематикой айта) доменное имя...
Более подробно об этих и других, например, поведенческих факторах повышения поискового рейтинга сайта можем поговорить при желании заказать у нас аудит сайта :)
Аудит юзабилити сайта
Юзабилити — качественный показатель, характеризующий удобство использования сайта посетителями. Способность посетителя быстро понять, о чём этот сайт, что предлагает, возможность быстро найти на сайте важную информацию, выполнить целевые действия — купить / заказать товар или услугу.
Чем понятнее сайт, чем проще найти на нём нужную информацию и произвести нужные действия, тем выше будет его конверсия, тем больше на сайте будет постоянных клиентов.
Факторы юзабилити обязятельно должны учитываться при разработке дизайна, на этапе создания сайта.
К юзабилити относятся и такие технические показатели, как скорость загрузки веб страниц и адаптивность сайта, корректность работы на разных устройствах (настольный компьютер, планшет, смартфонах).
Тщательный анализ статистики посещений сайта помогает выявить проблемы с удобством пользователей на сайте. Свидетельствовать о проблемах с юзабилити могут:
- Короткое время пребывания посетителей на сайте или отдельных его страницах.
- Высокий процент «отказов» - уход посетителей с сайта через несколько секунд.
- Низкое количество постоянных клиентов, многократно посещающих сайт.
- Низкое количество просмотров (страниц сайта) за один сеанс.
- Низкая конверсия сайта.
- Нехарактерные (нелогичные) «точки выхода» - с каких страниц пользователи покидают сайт.
Оценка юзабилити также проводится методом тестирования (экспертом или фокус-группой) информационной структуры, элементов навигации, различных визуальных, текстовых и функциональных блоков на страницах сайта.
Маркетинговый аудит
Целью данного этапа аудита является исследование эффетивности маркетинговой составляющей в работе сайта по продвижению и стимулированию продаж для конкретного бизнеса / услуги / товара.
Что исследуем, с позиции маркетолога:
- Точность, конкретика формулировки УТП для посетителей сайта.
Пользователи должны чётко понимать, в чём привлекательность, уникальность вашего товарного предложения, по сравнению с конкурентами; - Региональное сегментирование;
- Целевая аудитория сайта;
- Анализ конкурентов.
Сайты аналогичной тематики, лидеры рынка из топ 10 в поисковой выдачи по ключевым запросам; - Внешние коммуникации сайта.
Источники полезного траффика: поисковые системы, внешние ссылки с тематических сайтов, аккаунты в соцсетях, контекстная реклама...
Проводя аудит маркетинговой составляющей, мы не затрагиваем конкретные финансовые показатели эффективности ваших инвестиций в маркетинг или конкретные рекламные кампании (ROMI / ROAS). Это — дело вашей бухгалтерии. В отчёте по аудиту мы определяем факторы, влияющие на снижение эффективности ваших затрат и рекомендуем перечень мер по увеличению отдачи сайта, как маркетингового инструмента.
Результаты аудита сайта
Подробное разъяснение по каждому пункту технического, seo или маркетингового аудита заслуживают написания отдельных статей и разговора с владельцем конкретного сайта.
Проблемы и варианты их устранения
В отчёте по результатам аудита, кроме констатации проблем и «узких мест» (сайт медленно закружается / некорректно отображается на экране смартфона / не проиндексирован поисковыми системами / и т.д.), описываются причины (html вёрстка с форматированием таблицами / большой вес графики / отсутствие метаинформации / служебных файлов sitemap.xml и т.д.)...
Обозначив проблемы, мы выдаём список рекомендаций по исправлению каждого недочёта.
Аудит сайта - только первый этап на пути к глобальным целям в развитии любого бизнеса. Дальше - работа по исправлению недочётов, улучшению и развитию сайта. Также мы оказываем услуги по контентной поддержке и продвижению сайтов разной тематики для компаний различных масштабов и сфер деятельности.
Запоминается последняя фраза
Сайт, как девушка, требует постоянного внимания, если хотите от него чего-то добиться.
Чаще посещайте свой сайт, дополняйте актуальной информацией, редактируйте уже существующие матриалы в соответствии с пожеланиями клиентов и меняющейся коньюнктурой рынка...
Экспресс-аудит / редизайн / продвижение сайта
Сегодня в портфолио студии десятки проектов, работа над которыми начиналась с экспресс-аудита уже существующего сайта.
После анализа ситуации и проведения работ по исправлению недочётов, включая редизайн сайта и корректировку информационной структуры, многие из этих проектов мы продолжаем поддерживать, развивать, продвигать на регулярной основе...