Диалог заказчика с Интернет-агентством:
— Сколько стоит сайт?
— А Вам какой сайт, зачем, и какой бюджет..?
Звучит жутковато, но первый сайт мы создали ещё до появления поисковых систем Rambler, Google и Яндекс. В начале 90-х в России даже IT-компании не задумывались о собственных веб-сайтах, тем более - о продвижении в Интернет. Наличие доменного имени на визитной карточке тогда считалось верхом «крутизны».
98% реализованных нами веб-проектов начинаются с вопроса: "Сколько у вас стоит сайт?". Вариант ответа может быть любой - от "бесплатно" до "миллион - для начала".
Более точный ответ на этот вопрос требует детального обсуждения.
Зачем нужен сайт?
Многих раздражает, когда собеседник отвечает вопросом на вопрос, но в таком деле, как создание сайта, без этого не обойтись. Кстати, кажущийся "дурацким" вопрос - "Зачем вам сайт?", тоже предполагает несколько вариантов ответа, влияющих на многие аспекты дальнейшей работы:
- Работаю в сфере услуг (бытовых / образовательных / транспортных / юридических...) Хочу расширить клиентскую базу.
- Торгую (косметикой / бытовой техникой / произведениями искусства...) Хочу увеличить объёмы продаж.
- Занимаюсь благотворительностью. Хочу найти единомышленников, спонсоров, меценатов.
- Провожу научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Хочу получать финансирование из гос. бюджета / льготные банковские кредиты.
- Хочю создать свой Интернт-журнал (общественно-политический, художественый, эротический...) Буду зарабатывать на рекламе.
Хотите получить от разработчика адекватное предложение по стоимости и срокам создания сайта, готовьтесь ответить на такие вопорсы:
- Чем занимаетесь, что и кому предагаете?
- Чего ждёте от своего сайта?
- Как быстро хотите достичь желаемых результатов?
- Какие действия в области PR и рекламы уже предпринимались?
- Имеете ли в штате (планируете нанять) маркетологов, специалистов по рекламе?
- Какой бюджет закладываете на создание, обслуживание и дальнейшее развитие сайта?
Ответив на эти (и ещё несколько :) вопросов, можно точно сформировать требования к структуре и функционалу будущего сайта.
Как создаётся сайт?
Мы подходим к созданию сайта, как к проектированию информационной системы, способной решать конкретные маркетинговые задачи. Без понимания сути и стратегии развития конкретного бизнеса невозможно предложить оптимальное решение, а сайт сегодня является одним из основных инструментов маркетинга и продвижения компании или бренда на рынке.
Если решение о создании собственного сайта принято окончательно, к этому нужно отнестись, как к обычному бизнес-проекту, предполагающему предварительное планирование с разбиением процесса на отдельные этапы, обозначением сроков, необходимых финансовых и людских ресурсов.
1. Планирование, проектирование
Создание сайта — процесс многоэтапный, помимо рисрвания эскизов, html-вёрстки и программирования, предполагающий проектирование информационной структуры будущего веб-проекта, организационное планирование мероприятий по запуску в эксплуатацию (публикация сайта в Интернет) и дальнейшей контентной и технической поддержке сайта:
- Регистрация и права собственности на доменное имя;
- Хостинг, почта и прочие моменты технической поддержки сайта;
- Планирование мероаприятий по запуску в эксплуатацию (публикация сайта в Интернет) и дальнейшей контентной поддержке и развитию сайта...
Однако, под планированием мы понимаем не только «проектные задачи», с указанием целей, сроков и ответственных исполнителей, а — проектирование информационной структуры сайта, планирование её формирования и развитияна перспективу.
2. Регистрация доменного имени для сайта
На самом деле, регистрация правильного доменного имени должна стоять в списке мероприятий по созданию сайта на первом месте. Если в планах есть дальнейшая работа с сайтом, его развитие ипродвижение, в том числе - в поисковых системах, то поисковый рейтинг сайта, помимо качества и частоты обновления информации, зависит от возраста его доменного имени.
Из двух сайтов, одинаковых по содержанию, объёму информации и дате публикации, выше в рейтинге поисковика будет тот, у которого доменное имя зарегистрировано раньше.
Придумать правильное доменное имя для сайта также важно, как хорошее название для компании. Более того, часто занимаясь различными стартапами, соответственно - неймингом и брендингом, мы точно знаем, как важны для успешного развития имя компании и доменное имя её сайта.
3. Информационная структура сайта
Без информации не бывает ни сайтов, ни дизайна вообще!
Любой сайт начинается с планирования (проектирования) его информационной структуры и подготовки базовых информационных материалов. С позиции информационного наполнения и удобства навигации, сайт должен соответствовать запросам ваших клиентов.
Сразу рекомендуем сосредоточиться на своём бизнесе. Точнее - на сути вашего ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Сегодня всё завязано на модном слове "контент". Чем лучше, подробнее и вы расскажете нам о своей продукции (услугах), тем эффективнее будет наш дизайн, тем выше оценят вас посетители сайта, потенциальные клиенты.
Под информационной структурой сайта мы понимаем совокупность всех веб-страниц и главное — их взаимосвязь, в прямом смысле наличие в содержании страниц перекрёстных ссылок, позволяющих посетителю сайта оперативно получать интересующую его информацию.
4. Дизайн сайта
Как говорилось выше, без информации нет адекватного дизайна. Разговор: "вы нарисуйте что-нибудь красиво, а инфу мы потом пришлём" - не про сайт.
Цветовое решение, графическое оформление, структура меню и другие элементы навигации, информационные блоки сайта...
Всё определяется его содержанием — о чём и для кого этот сайт.
Если этот сайт не делается для дизайнерского портфолио...
Разрабатывая дизайн сайта, мы не ограничиваем количество эскизов оформления и вариантов информационной структуры сайта. Готовим новые версии до полного удовлетворения клиента.
5. Пилотная версия сайта (прототип)
Из двух сайтов, одинаковых по качеству дизайна, содержанию и объёму информации, выше в рейтинге поисковых систем будет тот, что раньше опубликован в Интернет.
Для публикации сайта достаточно иметь всего 1 страницу с кратким перечислением того, что предлагает ваша компания и контактной информацией.
Установка счётчиков статистики и аналитических систем от Яндекса / Google / liveinternet и т.п. проводится уже на первой версии сайта, сразу после её публикации в Интернет.
Адреса (URL) опубликованных страниц впоследствии меняться не должны.
Это отрицательно влияет на поисковые рейтинги этих документоа и сайта вцелом.
Дальнейшее наполнение сайта можно (и нужно) осуществлять «в боевом режиме», постепенно, планомерно и регулярно. Чем актуальнее (свежее) информация на сайте, тем выше его рейтинг, а следовательно — место в "поисковой выдаче". Частота обновления сайта важна не только для его "поискового рейтинга", а для понимания актуальности сайта, доверия к нему со стороны посетителей, ваших потенциальнымх клиентов.
6. Программное обеспечение сайта
Вопрос использования той или иной программно-аппаратной платформы, от хостинга и системы управления Базами данных (СУБД) до обрабатывающих скриптов и системы управленияконтентом (CMS), обычно, обсуждается на стадии подготовки Технического задания, которое веб-разработчик составляет совместно с Заказчиком, исходя из заявленных функциональных возможностей будущего сайта.
Достоинства и недостатки разных систем управления сайтами - тема отдельного разговора. Если у вас нет планов содержать в штате собственного контент-менеджера, можно довериться советам разработчика, при этом стоит узнать, сколько вдальнейшем будет стоить техническая и контентная поддержка сайта...
От качества хостинга зависит не только скорость работы сайта, но и степень защиты информации, особенно — персональных данных ваших клиентов, если вы планируете заниматься онлайн-торговлей.
Хранение электронных баз с персональными данными россиян должно осуществляться на серверах, расположенных на территории РФ.
Статья 18 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных»
По этим соображениям (и не только), рекомендуем выбирать российских хостеров, например:
Timeweb
Российский хостинг-провайдер с собственными дата-центрами и почти 20-летним опытом работы, адекватными ценами, стабильной техподдержкой 24/7.
Кроме различных вариантов хостинга, предлагает массу интересных и полезных штук, от облачных сервисов и работы с отзывами в Интернет, до создания сайта под заказ или — бесплатно, на собственном конструкторе сайтов...
Качество сайта
По степени важности для компании, советуем сосредоточиться на следующих направлениях работы:
- Контент - структура и качество информации на сайте;
- Удобство навигации, простота взаимодействия посетителей с сайтом;
- Качество внешних коммуникаций сайта;
- Качество программного обеспечения сайта;
Особое значение имеет структура и содержание «Главной страницы» сайта. Постарайтесь организовать её так, чтобы посетители за 2 секунды поняли, что конкретно вы им предлагаете и чего от них хотите.
Главная страница должна быть не парадным фасадом, а – качественным анонсом основной информации вашего сайта.
Чем чаще обновляется информация на Главной странице (отраслевые новости, анонсы различных товаров и новых публикаций сайта…), тем лучше и для посетителей, и для поисковых систем.
Значимые страницы сайта должны быть доступны посетителю не более, чем за 2 клика.
Среднее к-во кликов среднего посетителя по среднему сайту не превышает 2,5…
Создайте сайт самостоятельно
Если всё вышесказанное слишком нудно и долго, а вы уже сами знаете, как должен выглядеть и что делать ваш сайт, попробуйте "потренироваться" на онлайн-конструкторах сайтов, которых сейчас в Интернете множество. Воспользуйтесь готовыми решениями, шаблонами с типовым дизайном и функционалом (каталог товаров, фотогалерея, система онлайн-заказов, форма обратной связи т.п.).
Преимущества конструктора сайтов:
- Cкорость создания сайта без всяких навыков программирования;
- Большой выбор готовых вариантов дизайна с возможностью корректировать оформление за счёт своих фотографий;
- Готовый хостинг и техподдержка сайта (разного качества, зависит от разработчика).
Недостатки "готовых решений":
- Переделать, доработать стандартное ПО конструктора под ваши, расширяющиеся (меняющиеся) задачи, обойдётся слишком дорого, проще новый сайт сделать.
- Редактировать такой сайт можно только "вручную" через CMS на сайте разработчика. Вариант автоматической замены фрагментов текста (опечаток, например) одновременно на нескольких страницах сайта не получится.
- Перенести сайт-конструктор на другой хостинг не получится. ПО конструктора — собственность (нематериальный актив :) разработчика. Скорее всего, вам предложат забрать статическую версию сайта безо всякого функционала (CMS, СУБД, обрабатывающие скрипты...).
О чём это мы!?
90% стартапов в России спокойно используют конструкторы сайтов, справедливо считая, что вемя — деньги. Именно такой подход позволяет быстро начать и собрать первые отклики на своё предлжение, дальнейшие действия подскажут посетители сайта...
Добавка: про суверенное ПО
По известным (геополитическим) соображениям, рекомендуем конструкторы, разработанные российскими ИТ-компаниями, соответственно, ПО должно быть зарегистрировано в Едином реестре российский программ.
Рекомендуем наших партнёров:
Craftum
Российский конструктор сайтов для тех, кто хочет сэкономить на разработке сайта и быстро запустить онлайн-продажи на собственной площадке в формате посадочной страницы (лендинга).
Сотни готовых шаблонов с приличным дзайном. Простой, удобный интерфейс не требует специальных знаний и навыков в области веб-дизайна.
ПО конструктора зарегистрировано в Едином реестре российский программ...
Послесловие:
Развитие, продвижение сайта
Создание сайта - только первый этап в достижении глобальных целей по развитию и продвижению любого бизнеса. Дальнейшая работа по его развитию, информационному наполнению и продвижению, зачастую, требует более серьёзных усилий и капиталовложений.
Мало привлечь посетителя на сайт. Важно не обмануть его ожидания и предоставить исчерпывающую информацию о себе и своей продукции в удобном для восприятия виде.
Чаще посещайте свой сайт, дополняйте актуальной информацией, редактируйте уже существующие тексты в соответствии с меняющейся коньюнктурой рынка.Сайт, как девушка, требует постоянного внимания, если хотите от него чего-то добиться...
Реализованные проекты
Сегодня в портфолио студии более 60 реализованных проектов по созданию сайтов.
Хотите правильный сайт, способный быстро окупить затраты и принести прибыль, будьте терпеливы, прислушивайтесь к советам и аргументам разработчика.